Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ИОНА
25, С. 463-465 опубликовано: 23 ноября 2015г.


ИОНА

(Покровский Владимир Ильич; 17.04.1888, Козельский у. Калужской губ.- 20.10.1925, ст. Маньчжурия (г. Маньчжоули, Китай)), свт. (пам. 7 окт.), еп. Ханькоуский РПЦЗ. Род. в крестьянской семье, рано осиротел, терпел нужду, зарабатывал на жизнь «на побегушках своих хозяев по поручению иной раз самого низкого свойства» ( (Заборовский). 1925. С. 73). Был усыновлен сельским диак. Илией Покровским (впосл. священник), служившим в храме с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ., который дал сироте свою фамилию и отчество.

По окончании Заиконоспасского ДУ в Москве (по др. данным, Калужского ДУ) поступил в авг. 1903 г. в Калужскую ДС. Окончил семинарию в 1910 г. по 1-му разряду и поступил в КазДА. Со 2-го курса стал активным участником бесед со старообрядцами и с сектантами, проходивших каждую неделю в старой Богоявленской ц. Казани, регулярно составлял отчеты о проведенных встречах. Во время учебы находился под духовным руководством старцев Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст. преподобных Иосифа (Литовкина) и Анатолия (Потапова); его духовником был наместник Седмиезерной Богородицкой пуст. схиархим. Гавриил (Зырянов). По благословению иеросхим. Анатолия (Потапова) решил принять монашеский постриг. 20 авг. 1912 г. Чистопольским еп. Анастасием (Александровым) пострижен в монашество с именем Иона в честь местночтимого святого прп. Ионы Казанского. 23 авг. рукоположен во диакона. Указом Синода от 7 февр. 1913 г. приписан к Оптиной пуст. 17 марта того же года Казанским и Свияжским архиеп. Иаковом (Пятницким) рукоположен во иерея.

Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в.
Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в.

Свт. Иона, еп. Ханькоуский. Икона. ХХ в.
12 июня 1914 г. удостоен степени кандидата богословия за соч. «Библейско-святоотеческое учение о Святом Духе как Утешителе». В своем отзыве на диссертацию И. архим. Гурий (Степанов; впосл. архиепископ) подчеркнул новизну исследования, указав на отсутствие в русской и зарубежной лит-ре монографий по данной теме (Протоколы заседаний Совета КазДА за 1914 г. Каз., 1916. С. 196-199). По окончании КазДА И. оставлен профессорским стипендиатом на кафедре догматического богословия. 20 сент. того же года по ходатайству и. о. ректора архим. Гурия (Степанова) и вопреки решению академического Совета, избравшего др. кандидата, был назначен указом Синода исполняющим должность доцента 2-й кафедры Свящ. Писания НЗ. Рекомендуя И., архим. Гурий отмечал его необычайное трудолюбие, кропотливость, усидчивость, способность к научным трудам, отличное знание евр. языка, а также совр. иностранных языков, «истолковательную способность в изъяснении Слова Божия», глубокую религиозность и стремление «к внутреннему опознанию христианского учения как благодатного дара Духа Святого». И. отказался от назначения, считая преподавание столь важного предмета непосильным для себя, но после беседы со старцем-духовником согласился, а за неразумную поспешность должен был положить 300 земных поклонов с Молитвой Иисусовой. За руководством в преподавательской деятельности И. обращался к проф. Н. Н. Глубоковскому. С 13 мая по 14 сент. 1916 г., во время летних каникул, с разрешения ректора КазДА Чистопольского еп. сщмч. Анатолия (Грисюка; впоследствии митрополит) И. исполнял обязанности священника в действующей армии при 83-й артиллерийской бригаде. 24 (по др. данным, 30) июня 1917 г. распоряжением протопр. военного и морского духовенства Г. И. Шавельского с согласия и рекомендации Учебного Комитета при Святейшем Синоде был назначен проповедником при штабе 2-й армии (Западный фронт).

В нач. 1918 г. вернулся в Казань. Обращался в сер. мая с ходатайством об освобождении на поруки арестованного настоятеля Раифского в честь Грузинской иконы Божией Матери муж. мон-ря игум. Варсонофия. Вскоре И. был арестован по обвинению в критике декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в распространении листовки «Значение самодержавия в строительстве Российского государства» и в связях с атаманом А. И. Дутовым, который возглавлял борьбу оренбургского казачества против большевиков. И. сумел бежать из-под ареста, добрался до Перми, где был вновь схвачен и зверски избит. Отправленный этапом в Тюмень И. был освобожден по пути войсками белого Временного Сибирского правительства.

После освобождения И., по имеющимся сведениям, неск. месяцев скитался, батрачил, работал в торговой кооперации, был учителем начальной школы в Тобольской губ. В нач. 1919 г. прибыл в Омск и представил доклад Высшему временному церковному управлению Сибири (ВВЦУ Сибири). В мае 1919 г. назначен благочинным в 11-й Яицкий армейский корпус Южной армейской группы войск адмирала А. В. Колчака. Вскоре по постановлению ВВЦУ Сибири возведен в сан игумена. Стал одним из инициаторов создания дружин Св. Креста, получил на это в авг. 1919 г. согласие адмирала Колчака и благословение ВВЦУ Сибири. По ходатайству И. ему была передана походная церковь Омского архиерейского дома.

5 окт. 1919 г. И. занял пост главного священника Оренбургской армии атамана Дутова, отступавшей к Акмолинску (ныне Астана). По инициативе И. атаманом Дутовым был издан приказ о повышении роли священников в армии, утверждены штаты кадровой сотни и роты Св. Креста. Несмотря на то что штаб армии, при к-ром находился И., не задерживался на одном месте более 2 недель, он выступал с обращениями и воззваниями в местных газетах, организовывал выпуск плакатов и сбор средств в поддержку Белого движения (так, в Акмолинске им было собрано 117,3 р.). 16 нояб. 1919 г. в Акмолинске торжественно встретили главную святыню Юж. Урала - Табынскую икону Божией Матери. По ходатайству И. чудотворный образ был оставлен при штабе армии Дутова. С этого времени И. возил икону с собой, в разных городах устраивал торжественные богослужения, крестные ходы. Одной из главнейших своих задач И. считал созыв съезда духовенства Степного края, но постоянные передвижения помешали осуществлению этого намерения.

Сопровождал отряд Дутова во время т. н. Голодного похода через Тургайскую степь в Семиреченскую обл. В пути И. терпел вместе с остальными тяготы и лишения, переболел сыпным тифом. С прибытием в Семиречье при отсутствии там правящего архиерея И. был назначен 28 янв. 1920 г. главным священником Семиреченского края. 28 февр. приказом атамана Дутова награжден орденом св. кн. Владимира 4-й степени. Вместе с атаманом Дутовым пребывал в Лепсинске на кит. границе. 16 марта того же года оставшийся у Дутова отряд (конвойная сотня и сотня особого назначения) ушел из Лепсинска в Китай. И. сопровождал отряд, взяв с собой Табынскую икону Божией Матери. Перейдя покрытые льдом горы, дутовцы прибыли в мае в г. Суйдин (ныне пос. Шуйдин) в Синьцзянской пров. Китая, где были разоружены по требованию кит. властей. В сент. 1920 г. как представитель атамана Дутова (убит в янв. 1921) И. был направлен в г. Кульджа для изыскания средств на содержание отряда и для переговоров с представителями др. рус. групп и иностранных гос-в. Вошел в состав Комиссии по рус. делам в Китае, организованной в Кульдже вместо упраздненного консульства России. В февр. 1921 г. по поручению комиссии выехал в Пекин для информирования о бедственном положении рус. беженцев в Синьцзяне. Путь через Китай с запада на восток занял неск. месяцев. 20 дек. 1921 г. И. прибыл в Шанхай, а в янв. 1922 г.- в Пекин, где подал доклад в еще действовавшее там русское посольство. Тогда же он отправил доклад с отчетом о своей деятельности в 1918-1922 гг. Высшему церковному управлению за границей (ВЦУЗ) в г. Сремски-Карловци. Указом ВЦУЗ от 12 апр. 1922 г. И. был возведен в сан архимандрита с предложением «иметь его в виду на епископскую кафедру».

18 сент. 1922 г. И. был хиротонисан во епископа Тяньцзиньского. Он стал викарием новоучрежденной Пекинской и Китайской епархии РПЦЗ. В хиротонии И., состоявшейся в Русской духовной миссии в Пекине, участвовали архиеп. Пекинский и Китайский Иннокентий (Фигуровский), Шанхайский еп. Симон (Виноградов) и Забайкальский еп. Мелетий (Заборовский; впосл. митрополит). 19 окт. 1922 г. И. прибыл на ст. Маньчжурия, где стал настоятелем миссионерского Иннокентиевского храма. В том же году титул И. был изменен: он стал епископом Ханькоуским (Ханькоукским).

Трехлетнее служение И. в Маньчжурии стало примером выдающегося подвига милосердия. При поддержке Международного комитета в Харбине, а после его закрытия самостоятельно И. развил обширную просветительно-благотворительную деятельность, обращаясь при необходимости за помощью к представителям различных вероисповеданий и даже к советским чиновникам. Его стараниями на ст. Маньчжурия были организованы начальное и высшее начальное уч-ща, при к-рых действовали ремесленные мастерские: гончарная, сапожная, ткацкая, слесарная, а также швейная и рукодельная - для девочек. В 1925 г. там обучалось 497 чел. Был организован приют для малолетних детей; к концу 1-го года существования приюта в нем находилось 28 детей (затем их число выросло до 70). Также были организованы благотворительные столовая (принимавшая до 200 чел.), амбулатория, аптека и б-ка.

Прежде малопосещаемый Иннокентиевский храм при И. во время служб был переполнен верующими. И. проявил себя как неустанный и талантливый проповедник и организатор. Под его руководством Иннокентиевская ц. была отремонтирована, там был устроен придел во имя свт. Николая. И. ввел уставное богослужение, организовал церковный хор. Одновременно И. преподавал Закон Божий в гимназии на ст. Маньчжурия, читал лекции на философско-богословских курсах в Харбине (открыты в 1924), выпускал листки духовно-нравственного содержания, выступал с публичными лекциями, устраивал благотворительные вечера. И. пользовался огромной любовью и авторитетом среди местных жителей, как рус. беженцев, так и китайцев, а также среди представителей др. вероисповеданий (мусульман, евреев и др.); он обладал глубокими познаниями, острым и быстрым умом, веселым, общительным характером, был чрезвычайно скромен в быту.

Внезапная кончина И. была вызвана тяжелой формой ангины и последующим заражением крови. За 2 ч. до смерти И. напечатал на машинке духовное завещание. Обращаясь к пастве, призывал любить друг друга и не оставлять без помощи детей-сирот, которых он опекал. Затем И. исповедовался, причастился и, надев бывшие у него епитрахиль и поручи оптинского старца Амвросия, стоя стал читать себе отходную. Перед кончиной простился с окружающими, среди к-рых был проезжавший через ст. Маньчжурия Харбинский архиеп. Мефодий (Герасимов). На похоронах присутствовало 8 тыс. чел. из 10-тысячного населения города. И. просил похоронить его не по архиерейскому, а по монашескому обряду и поставить на могиле простой дубовый крест. Погребен у сев. стены алтаря Иннокентиевской ц.

С первых же дней могила И. стала местом поклонения. Чудеса, происходившие по молитвам, обращенным к И., были описаны в брошюре, вышедшей в 1926 г. в Харбине. Первым чудом стало исцеление сына советского подданного 10-летнего Николая Дергачёва, неск. месяцев лежавшего без движения из-за болезни ног. По его словам, сразу по кончине И. явился к нему во сне и сказал: «На… возьми мои ноги, они мне больше не нужны, а свои отдай мне». После чего мальчик встал и пошел. В 1964 г. Иннокентиевский храм был взорван. Предпринятые в 1994 г. попытки разыскать могилу И. не дали результата. 13 сент. 1996 г. Архиерейский Собор РПЦЗ определил считать И. угодником Божиим в лике святых, в земле Российской просиявших. Его прославление состоялось 20 окт. 1996 г. Торжества прошли в Сан-Франциско, Чикаго и Джилонге (Австралия).

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 фев. 2016 г. имя еп. Ионы было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 277; НАРТ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 10972; Д. 11205; Д. 11481.
Лит.: Махароблидзе Е. Еп. Иона: [Некр.] // Церк. ведомости. Сремски-Карловци, 1925. № 21/22(88/89). С. 15-16; Мелетий (Заборовский), еп. Памяти преосв. Ионы, еп. Ханькоускаго // Вера и жизнь. Харбин, 1925. № 6/7. С. 72-81; Поминовение преосв. еп. Ионы в Харбине // Хлеб Небесный. Харбин, 1926. № 20. С. 9; Третья годовщина у могилы еп. Ионы Ханькоускаго // Там же. 1928. № 11. С. 26-27; Нестор (Анисимов), архиеп. Праведники Дальнего Востока наших дней // Церк. жизнь. Белград, 1934. № 1. С. 2-9; Приют им. еп. Ионы в г. Маньчжурия // Китайский благовестник. 1936. Нояб. С. 32-34; Киклович Н., прот. 19-я годовщина памяти преосв. Ионы, еп. Ханькоускаго // Хлеб Небесный. 1944. № 11/12. С. 29-30; Крупенин И. Преосв. Иона, еп. Ханькоуский, † 20/7октября 1925 г. // Правосл. Русь. Джорд., 1960. № 5. С. 8-9; Памяти Ионы, еп. Ханькоускаго // Там же. № 2. С. 5-8; Поликарп, архим., Тереховская К. А., Будеев А. Памяти еп. Ионы: [Восп.] // ПрПуть. 1966. С. 32-41; Воросов И. Еп. Иона, как личность // Там же. С. 42-46; Концевич И. М. Оптина пустынь и ее время. Джорд., 1970. С. 580; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 403-405; Ган С. Блаженной памяти еп. Ионы (7/20 окт. 1925 г.) // Правосл. Русь. 1994. № 12. С. 8-9; он же. Прославление свт. Ионы Ханькоусского, в г. Чикаго // Там же. 1996. № 21. С. 8-9; Акт о канонизации свт. Ионы Ханькоусского // Там же. С. 1-2; Лебедев А., прот. Дивное торжество: Прославление свт. Ионы, еп. Ханькоусского, чудотворца Маньчжурского, в г. Сан-Франциско // Там же. С. 6-8; Любите друг друга: Житие иже во святых отца нашего свт. Ионы Ханькоускаго // Там же. С. 3-5; Журавский А. В. Жизнеописания новых мучеников Казанских: Год 1918-й. М., 1996. С. 25-26; Энеева Н. Т. Свт. Рус. Зарубежья еп. Ханькоукский Иона (Покровский) // ЕжБК. 2002. С. 268-279; она же. Свт. Рус. Зарубежья еп. Иона Ханькоуский (Покровский) // Проблемы истории Рус. зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2005. Вып. 1. С. 9-27; Богданова Т. А., Клементьев А. К. Письма свт. Ионы Ханькоускаго проф. СПбДА Н. Н. Глубоковскому // Правосл. путь. 2004. С. 20-46; Свт. Иона Ханькоуский: Мат-лы к жизнеописанию св. Ионы Ханькоуского // Рус. инок. Джорд., 2004. № 20(183). Апр. (htpp:/www.russian-inok.org/ [Электр. ресурс]; Архив еп. Ханькоуского Ионы (Покровского): Фонд Архиерейского Синода в Сремских Карловцах / Публ.: Н. Т. Энеева // Проблемы истории Рус. зарубежья: Мат-лы и исслед. М., 2005. Вып. 1. С. 317-350.
Т. А. Богданова
Ключевые слова:
Миссионеры Русской Православной Церкви Епископы Русской Православной Церкви Заграницей (1921/23 -2007) Иона (Покровский Владимир Ильич; 1888-1925), епископ Ханькоуский РПЦЗ, святой Русской Православной Церкви за границей (пам. 7 окт.)
См.также:
АВРААМИЙ (Часовников Василий Сасильевич; 1864-1918), архим., миссионер, редактор "Китайского благовестника"
АГАФОДОР (Преображенский Павел Флегонтович; 1837-1919), митр. Кавказский и Ставропольский
АДАМ (Филипповский-Филипенко Адам Аполлинариевич; 1881 - 1956), архиеп. Филадельфийский и Карпаторосский
АЙВАЗОВ Иван Георгиевич (1872-1964), богослов, публицист, миссионер
АКАКИЙ (Левицкий Артемий Григорьевич; † 1874 ), игум., алтайский миссионер
АЛЕКСАНДР (Окропиридзе Алексей Давидович; † 1907), еп. Гурийско-Мингрельский, свт. (пам. груз. 26 сент.)